«Поход-2012. Здравствуй «Робинзон»».
Автор: Ученица 11-го класса Маснева Александра с. Херпучи-2012

Уже не первый год наша школьная туристическая команда «Экстрим» принимает участие в районном слёте юных туристов - краеведов, на турбазе реки Мунали. Пять лет команды из Осипенко, Бриакан и Херпучи соревнуются между собой. Каждый год меняется количество участников в командах, состав команд, инструктора, жюри, только Николай Иванович Попков, директор лагеря и хранитель туристических традиций остаётся неизменно на своём боевом посту. Этот туристический год не стал исключением. После того как пришло положение о районном слёте, наша команда начала усердно готовиться. Мы почти каждый день приезжали, приходили в школу на репетиции и занятия. Те, которые не первый раз ехали в лагерь делились с новичками знаниями и умениями, которые получили до этого в «Робинзоне». Как обычно что- то не складывалось, что- то не получалось, что-то менялось в последнюю минуту, но мы справились со всем благодаря помощи и поддержке наших наставников. Дорога была долгой, но это того стоило. В первый день мы познакомились с ребятами из других команд. Многие вспомнили свои укромные любимые уголки в лагере, а остальные только знакомились с ними. Мы быстро нашли общий язык с остальными ребятами, и поэтому на Костре Дружбы нам было весело. В первую ночь долго не могли угомониться, разговаривали, шутили, присматривались друг к другу. Спать не хотелось, хотя мы уже знали, что с утра начнется серьезная работа. После нескольких дней соревнований в лагере и сборов мы отправились в шестидневный поход по левому руслу горной реки Мунали (река Левые Мунали ; дополнение Н.И.). Отправляясь в путь, мы только знали, что должны были дойти до какого-то озера, но его названия никто не знал. На третий день Николай Иванович раскрыл нам эту «страшную тайну», и мы узнали, что идём на озеро Малахитовое (свои карты маршрута все почему-то забыли. Доп. Н.И).

Перед выходом на маршрут с турбазы на реке Мунали

Карта была только у Николая Ивановича, и кроме него никто не знал куда идти. Как обычно приходилось ждать отстающих, (участники похода разбились на группы; дополнение Н.И.). После первого дня похода у нас уже появились первые боевые раны: ушибы, синяки, ссадины, мозоли от новых, еще не разношенных ботинок, у кого-то начали сдавать нервы, но идти назад ни кто не собирался. Первый переход через брод был незабываем, как и первая ночёвка в лесу. Еда, приготовленная на костре, казалась самой вкусной на свете. Николай Иванович составил правильное и легкое (по весу. доп Н.И.) меню, поэтому в дальнейшем нам было легко идти.

Небольшой привал, и снова в путь…

Мы уже привыкли быть по пояс мокрые после переходов через реку. Было тяжело идти, потому, что камни были скользкие, и постоянно нужно было по ним взбираться, и вновь спускаться. Иногда мы шли лесом, чаще по воде, а еще чаще по камням, прыгая с одного на другой. Мы огибали сопку за сопкой, подымаясь всё выше и выше. На каждой остановке Николай Иванович говорил, насколько мы поднялись. Сколько было эмоций, когда мы увидели первый водопад. Получилось так, что нашли его случайно (эта случайность была для всех, о его существовании мне было известно давно. Доп. Н.И). Мы ждали тех, кто шёл за нами. И мальчики, которые были на противоположном берегу реки, решили пройти посмотреть, небольшой ключик, впадающий в Левые Мунали. Когда они вернулись, то сказали что там за поворотом, есть водопад. Мы начали их расспрашивать про него. Они рассказали, что он, где-то в высоту примерно пять метров, мы стали сомневаться стоит или не стоит мочить одежду из-за такого маленького водопада. Но интерес победил. Когда завернули за поворот, то замерли от удивления. Ничего подобного мы раньше не видели. Чем дальше шли, тем больше, круче и выше был этот водопад. Он явно был не пять метров, а намного, намного выше. Горная ледяная вода струилась с камня на камень, поворачивая на поворотах и падая с обрывов, не высоких, но частых. Казалось, что этот водопад дело рук человека. Вокруг него был сплошной лес, и было странно увидеть в небольшой лощине такое удивительное чудо. Полностью этот водопад было нереально сфотографировать, потому что он круто заворачивал и был так велик и извилист. Но зато нам удалось

сфотографироваться практически на самой его верхушки. Это был не единственный водопад, который мы видели, на своем пути. По бокам из леса к реке спускались то тут, то там маленькие водопадики. Они были крошечными, но вода в них, как и на большом водопаде, падая на камни, создавала брызги. Ещё мы видели огромные плиты - столешницы, лежавшие друг на друге в хаотичном порядке. И по ним стекала вода, создавая падуны и водопадики. Стороны маршрута, по которому мы шли, были выложены камнями. Складывалось такое впечатление, что какой-то мастер резал эти камни, создавая произведение искусства, произведение никому неизвестное, но понятное и вдохновляющее любого смотрящего на него. Одинокие цветы и молоденькие деревья появлялись то там, то тут, среди сплошного сада камней. На второй день место для привала на обед было очень удачным. Потому что здесь Левые Мунали, создавали, что-то вроде озерка с течением, где можно было искупаться, так как глубина была большая, да и день был жаркий. Мы поставили вариться на костёр обед, и пошли купаться. Очень приятно было охладиться в горной реке, поплавать по течению и против него. После обеда мы шли по заданному маршруту, изредка останавливаясь на привал, и любовались красотой дикого леса вокруг. По пути мы увидели вдалеке что-то белое. Шли вперед и всё всматривались в этот загадочный объект. Когда подошли, то обрадовались, потому что это была большая наледь. Все начали фотографироваться на ней. Взрослые,

На леднике, 30 июня 2012 года, Средние Мушали.

как маленькие дети играли в снежки. Это было необычное сочетания льда и снега с изумрудной зеленью летнего леса и золотом раскалённого на солнце песка. Во время оставшегося пути нас уже не удивляли ледники, тем более место ночёвки во второй день было обложено большими ледниками. И хотя они были не так далеко от нашего бивака, но всё ровно зимнего холода мы не ощущали. На следующий день мы шли к долгожданному озеру. По пути был бурелом, но идти было не тяжело, может ещё по тому, что мы привыкли, да и рюкзаки стали легче. По «дороге» нам встретился опять водопад, но он был не как обычно в стороне, а прям на нашем пути. Мы долго рассматривали его. Он не был простой, и извилистый, но ступенчатый, и красивый, наверное, потому что вода из него падала в небольшие озера.

Водопад на реке Средние Мунали

Вода в этих озерах была чистая, с оттенком благородного зеленого цвета. Если встать на камни в том месте, где вода падает вниз в озеро, то можно увидеть дно. Когда мы шли назад, некоторые ребята остались понырять в воду. Подниматься в месте спада водопада было тяжело, приходилось ползти вверх по мху, хватаясь за ветки деревьев и кустарника. На третий день мы шли вперёд как обычно, ненамного опережая идущих за нами. В какой-то момент мы остановились на привал, поджидая остальных, но они так и не появлялись. Хорошо, что мы не двинулись вперёд без них, оказалось, что мы прошли то место, где нам нужно было свернуть. Когда мы вернулись к этому повороту, нам сказали что Николай Иванович пошел дальше по левому ключу убедиться что мы идём правильно. За время, что он ходил, мы успели сварить кушать, поесть и немного подремать. Когда он вернулся, мы закидали его вопросами, в основном все спрашивали, видел ли он озеро, Николай Иванович сказал что видел цирк озера и что мы идём правильно. В этот день было решено остаться на ночлег здесь же, потому что Николай Иванович устал, а без него конечно ни кто не собирается идти дальше. Мы расставили палатки, высушились, зашили рваную одежду, подлечили свои раны. На этом месте было замечательно, особенно вечером, когда с одной стороны садилось солнце, а с противоположной тут же выплывала луна. Хоть солнце и село, еще долго было светло, почти как днём. Пока луна не поднялась на приличную высоту, не темнело. Это было не обычное и очень интересное явление. Утром вышли рано. Мы всё подымались и подымались. Вскоре увидели цирк озера, про которое нам рассказывал Николай Иванович. И вновь нас встретил очередной водопад. Он разительно отличался от предыдущих. Вода в водопаде как бы разрезала большие каменные плиты и глыбы. Мы поднялись по лесу почти на верхушку водопада. Цирк был перед нами. Он издалека не казался таким огромным, по нему течёт ручей, который потом спускается по водопаду. Группа добровольцев отправилась на вверх и тут, как назло, пошёл дождь, хорошо, что он был мелкий и не долгий. Когда они вернулись, и сказали что озера нет, то вокруг повисла тишина и все взгляды устремились на одного человека, на Николая Ивановича. Но тот сам не мог понять, почему озеро не на месте. Делать было нечего, пообедав, пришлось идти назад. Да мы и не расстроились, что не побывали на озере, потому что столько всего увидели.

Где-то там рождается новая река…

К Робинзону не шли, а летели. Назад мы пришли во время, как и было по плану. Когда взрослые подошли, то сказали, что мы так бежали на базу, что медведь испугался и убежал, прихватив с собой домочадцев. Как бы все во время похода не проклинали тот день, когда согласились идти в поход, придя назад, все без исключения сказали, что ещё бы раз сходили в такой поход. Вечером Николай Иванович сказал, что мы из-за дыма пошли по Средним Мунали, и пропустили маленький ключик, вытекающий из озера Малахитовое и поэтому озера там, где мы искали, не было. После похода мы ещё пару дней побыли в лагере, день отъезда был всё ближе и ближе. Вот и последнее построение. Нас наградили грамотами, подарками, сфотографировали всех на память. Наша команда выиграла и нам выпала честь спустить флаги. И, где-то через час, мы все отправились домой. Сидя в машине так печально и обидно было смотреть на пустой одинокий лагерь со спущенными флагами, потухшим костром, пустыми зданиями, и беззвучным ветром. Мы так сблизились и подружились между собой во время похода. Было очень грустно расставаться со всеми и со всем. Сейчас мы друг для друга стали как каменные опоры, что видели во время похода, мы могли положиться друг на друга, помочь друг другу и понять друг друга, ведь мы столько пережили вместе. Из всего этого можно сделать вывод: что не что так не объединяет людей как поход!

Фотографии: Попкова Н.И. Викуловой Т.Н. Данкер К.А. Шевченко В.