Главная » 2015 » Март » 19 » ЗАПИСКИ УЧАСТНИКА ПОХОДА ЮКАЧИ-2015
10:13
ЗАПИСКИ УЧАСТНИКА ПОХОДА ЮКАЧИ-2015

Состоялась первая в этом веке экспедиция к месту посадки самолёта "Родина" около сопки Юкачи. Участники преодолели несколько сотен километров на автомобилях, снегоходах и лыжах по району имени Полины Осипенко. Пройден трудный маршрут, форсированы коварные весенние реки. Вся команда и техника выдержала поход без значительных потерь, дружно и слаженно! Мероприятие посвящено не только героическому перелёту, но и приурочено к 70-ти летию Великой Победы! В пути, без приключений, конечно же не обошлось. Весна выдалась уникальная – ни намека на обычный в это время наст, талый снег просто валился под техникой и людьми. Как-то передвигаться, возможно только на хороших охотничьих лыжах. Вариант маршрута в этот раз был выбран ещё ни разу не опробованный. Если раньше все походы были вдоль р.Амгунь на лыжах или по воде, а при установке памятника на Юкачи  был задействован вертолёт, то в этот раз мы стартовали от автомобильной трассы Бриакан – Берёзовый, через леса, мари, ключи и р.Амгунь. Группа располагала снегоходами разных марок: - длиннобазный Буран, Тайга-Варяг, Ямаха-Викинг, и Ski-Doo. Все шли с прицепами, причем  мой Варяг буксировал паратрайк  (парамоторную установку на лыжах) Идея совершить облёт памятного места родилась, как естественное продолжение авиационной тематики похода и погода  обнадёживала. 

Первая часть пути проходила по лесистым склонам  горы Сокдюкан.  Потом, шла бескрайняя марь, удивившая нас двухметровым уровнем снежного покрова. Обычно, на открытых пространствах уровень его меньше. Мы ожидали хороший наст, плотный отшлифованный ветрами. Однако, на поверку оказалось, что передвижение по мари было таким же затруднительным, как и в лесу. Шаг в сторону  и ты проваливаешься по грудь и обратно уже забираешься, как в лодку. После кратковременных остановок сдвинуться с места было невозможно, снегоходы зарывались целиком. Приблизились вплотную к реке Юкачи. Здесь порадовал красивый зимний пейзаж, крутые берега, чистые поляны, густые рощи. Очень хорошо сохранилась линия связи, все столбы стоят в прекрасном состоянии. Раньше, участники походов к месту посадки «Родины», имели приют на контрольном пункте, от которого до сопки совсем недалеко. Теперь связисты покинули эту линию, район полностью необитаем.

           Пойма Амгуни в районе впадения речки Юкачи, встретила нас непроходимым лесом, тех просек по которым раньше можно было выйти к реке, уже нет,  подрост деревьев плотно занял всё вокруг. Пришлось помучиться и искупаться в наледях прежде, чем проезд нашей колонне был найден. Самым востребованным инструментом в походе оказались лопаты – мы откапывались, проделывали  проходы с крутых берегов. Получился своеобразный тест-драйв для различных марок снегоходов, впрочем по его результатам, я бы присудил ничью.  Часть пути нартовик бил длиннобазный Буран, где закапывался он, вперёд пускали мощный Ski-Doo, но без прицепа. Он выйдя на редан, как катер пробивал первую колею для остальных, потом возвращался за пеной.

 Такими марш-бросками мы вышли к цели, когда солнце уже клонилось к закату. Последнее серьёзное препятствие – промоину на Амгуни, преодолели быстроходные импортные снегоходы на высокой скорости, рисковать  Бураном не стали. Наш проводник из п.Березовый Валентин Ткачев свою задачу выполнил мастерски – нашел кратчайший путь. Часто шёл впереди группы на лыжах в разведку, потому, что развернуть снегоходы на узких лесных тропах совсем непросто. В составе группы новичков двое – я и Илья Шиловской. Для меня это первый поход на такое памятное для района и страны в целом место. Остальные участники Юрий Яковченко, Данил Стешин, Виталий Соколов люди в той или иной мере, связанные с историей появления памятника на Юкачи.  Данил Стешин продолжает традицию отца, который вместе с Виталием Соколовым в 1978 году установили этот обелиск. Юрий Яковченко в таком походе участвует уже четвёртый раз. В таком снегоходном формате идёт впервые.

                 Итак, завершающий этап нашей операции. Группа рассредоточилась и я занялся у подножия сопки устройством своеобразного аэродрома для взлёта параплана.  Основная группа поднимается по гребню Юкачи к памятнику участницам перелёта. Сопка, гордо отмеченная на картах, как гора, имеет высоту над уровнем моря немногим более трехсот метров и вытянута от Амгуни,  этаким исполином в несколько горбов, не зря соседняя высота  называется Верблюд. Возвышенность делит протяженную низину пополам и в этом её расположении оказалась настоящая каверза, с первого взгляда незаметная. Погода стояла практически штилевая всю нашу дорогу к цели. Теперь для полёта и видеосъёмки  оставалось найти только подходящую взлётную площадку. Снега на реке, вопреки ожиданиям оказалось не меньше, чем на мари и в лесу. Чтобы прощупать безопасный путь приходилось  копать колодец  до поверхности льда, потом уже зондировать его пешней.

Наконец, обнаружен пятачок длинной сто метров пригодный для разбега параплана. Поверхность реки припорошена снегом в несколько сантиметров, справа и слева наледь уже не держит, люди проваливаются, ноги мокрые, близится вечер, времени остается в обрез. Ветроуказатель и почётный караул из флагов района, России и даже гвардейского – выстроились в ожидании полёта, но…  ветер рывками раскрывает флаги, сбрасывает купол параплана в сторону.  Юкачи раскрывают свой коварный характер . Порывы ветра дуют из-за острова, как раз сбоку от направления старта. Надо сказать, что для мотопараплана наилучшая погода - либо штиль, либо тихий ветер, примерно до 5 метров в секунду, не больше. И главное – при взлете, стартовать строго против ветра.  Сопка же, стоящая ребром к Амгуни, отбивала слабый ветерок по долине реки и эти порывы сбоку раз за разом срывали попытки взлёта.  Кроме того, буксировка параплана по кустам и бездорожью не прошли бесследно, надежно укутанная установка, всё же пострадала. Что- то удалось устранить на месте, но некоторые неполадки без спец.инструмента устранить не получилось. Очень обидно было проделать такой путь с крылом и мотопарапланом, и не осуществить полёт, но… есть обстоятельства и не одно. Для сверхмалой авиации действуют те же законы безопасности, что и для любой воздушной техники. Завершил авиационный этап нашей экспедиции разлетевшийся в щепки воздушный винт и хоть в запасе был еще один – больше пытаться  взлететь не имело смысла. И к лучшему, потому, что группа пришедшая с вершины рассказала, что обманчивый штиль у подножия сопки на вершине превратился в порывистый шквалистый ветер. Есть всё же коварные духи охраняющие те места – ведь, кроме ветра, на вершине оказался наддув снега такой величины, что 4х метровый щуп не доставал до земли.  Высота памятника на сопке около 3х метров и оказался он надежно похоронен под снежным заносом. Ранее стоявший рядом геодезический пункт  от старости и пожаров давно упал. Принято решение вернуться  в конце мая и привести памятник в порядок, довести дело до победы.

                     Вторая же цель – обнаружение еще одного памятника на Юкачи – погибшим в результате поисковой операции по спасению экипажа «Родины»,  достигнута. Обелиск в виде своеобразной стеллы, пронзающей крылатую конструкцию стоит в превосходном состоянии на скальном выступе сопки. Расположен он с подветренной стороны и поэтому свободен от снежного плена. Координаты его в системе GPS теперь зафиксированы. Ради справедливости и памяти погибшим поисковикам думаю ему следует уделять не меньше внимания в наших походах на место легендарной посадки. Люди рисковали тогда не за рекорды и ордена – они спасали чужую жизнь, рискуя своей. А были там парашютисты, медики, летчики, авиа специалисты, журналисты и авиационное руководство. Не справедливо обошлись с ними история и «великий, могучий» вождь, не будем забывать 37-е – самый разгар – перелёт состоялся в 38м году. Страна наряду с подвигами и героическими перелётами семимильными шагами шла по человеческим судьбам. Специалист по радиосвязи готовивший «Родину» к полёту исчез в застенках непосредственно перед стартом, а с ним исчезла и радиосвязь в этом перелёте. Цена героических побед, тогда, значения не имела!

Светлая память поисковикам самолёта «Родина» погибшим при трагической аварии «Дугласа» и ТБ-3 около Юкачи. В г.Комсомольск на Амуре на улице Кирова 49 есть памятник – обломок самолёта, распятый у подножия цеха одного из Комсомольских заводов – этот малоизвестный обелиск в память тем, кто погиб той осенью при спасении легендарных летчиц. Не пощадила судьба и самих героинь. Всего через год после перелёта катастрофа унесла жизнь Полины Осипенко, в военные годы погибла и Марина Раскова. Командир экипажа Валентина Гризодубова, с честью прошла всю войну, здравствовала долгие годы, отличалась замечательными человеческими качествами. Не забывала она и наш район, о чём часто вспоминают наши земляки. На момент перелёта нашим героиням было 27 – 30 лет. Может не все знают, но Полина Осипенко к моменту перелёта  была опытнейшим командиром, за ней уже был не один авиационный рекорд. То что она летела вторым пилотом, на это была воля начальства и её это надо сказать, ничуть не смущало. Тогда, в первую очередь,  думали о результате, а не о личной славе. Многим и многому можно поучиться у наших героинь. А мы внесём свой посильный вклад, чтобы память и о героическом перелёте и о людях его совершивших, о спасателях, заплативших за эти свершения жизнью – не потерялась в суете лет.

Фото А. Фроленка, Д. Стешина, Ю. Яковченко

Просмотров: 648 | Добавил: Фроло | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
avatar
1 Serg • 22:18, 19.03.2015
Оооо ничего себе поездка! Мы в этих местах в прошлом году весной на лодках сплавлялись. там вообще три памятника, два на сопке и один возле катастрофы. Один на самой макухе. А че когда еще поедите? Я бы еще раз сгонял, особенно весной. Мы по пути тайменей ловили неприлично раскабаневших на устьях Нимана.
avatar
0
2 Фроло • 09:16, 20.03.2015
Намечено на 20 числа мая на лодках. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ) будет интересно. Полазаем по обломкам Дугласа и ТБ.... И порыбачим конечно!
avatar
3 Serg • 22:33, 20.03.2015
В мае увы не смогу, уже договорился лечу на Маю на рыбалку с ребятами с кем в прошлом году по Амгуни Тайменей ловил. Да и че интересного в этих самолетах? Груда металлолома. Мне больше рыбалка. Вот если бы в конце апреля на какую горную реку например на Ниман где в прошлом году в устьях был, я бы поехал.
avatar