Хотя учёные и говорят о глобальном потеплении, белое покрывало всё так же
закрывает землю большей части территории страны на длительное время. А вот
ездить по этому изменчивому покрову люди научились, пройдя путь от примитивных
моторных санок, саней с винтом до высокотехнологичных и быстрых гусеничных
снегоходов. Путь этот был долог и тернист, с тупиками и озарениями, опередившими
время. Были глубокие научные исследования, эксперименты. Сегодня, когда образ
снегохода сформировался и в России налажен их выпуск, практически полностью
удовлетворена потребность в транспорте для зимнего времени.
Историю наших
снегоходных машин нельзя рассматривать в разрыве от мирового пути. И тут хочется
подчеркнуть - отдельные разработки по техническим решения опережали своё время:
вспомним моторные сани Николая Куприянова или НАМИ-МС-1. Не говоря уж о первых
санях Сергея Неждановского или «приборах» Кегресса. Целая эпоха принадлежит
аэросаням, которые не только долгое время были единственным полезным средством
транспорта и связи, но и сыграли важную роль в годы Великой Отечественной
войны.
В 60-е годы снегоходы получили бурное развитие в мире, особенно в
США и Канаде и в этом ключевую роль сыграл Жозеф-Арманд Бомбардье. С именем
этого канадского изобретателя и предпринимателя, а также основанной им компании,
связана и снегоходная история СССР и позже России. Его машины, лучшие в мире,
рассматривались и качестве прототипов у нас в стране. Даже были попытки
организовать совместное производство.
В период времени, когда страна не
производила своих снегоходов, или делала их слишком мало (60-70-е годы), а
закупка за границей не практиковалась в СССР, получило распространение движение
самодельщиков. Творческая активность была велика, она поддерживалась прессой,
проводились смотры-конкурсы. Однако дальнейшего развития эти машины не получили
- страна оказалась ещё не готова: не было освоенных узлов и деталей, технологий,
но главный тормоз - экономическая система.
Ключевую роль в насыщении
страны снегоходами сыграл (и играет в настоящее время) завод в Рыбинске и его
первый директор Дерунов. Павел Федорович увидел в снегоходе предмет первой
необходимости для жителей Севера и смог освоить его на одном из крупнейших в
стране авиапредприятии. И не просто организовать выпуск машин, но создать целую
инфраструктуру, освоить невиданные в стране технологии. На их основе появлялись
в стране и другие производители.
Советская система хозяйствования не
могла дать развитие отрасли, какое было в ведущих мировых державах, впрочем, как
и в других областях техники. Однако это мало повлияло на популярность
отечественных снегоходов, в подавляющем большинстве это «Бураны». Дело, видимо в
том, что снегоход у нас воспринимается сугубо утилитарно, как простейшее
средство передвижения, а не как во всём мире - для спорта или отдыха. «Буран»
свою функцию выполняет, как и камусовые лыжи охотников. Поэтому не стоит
относиться к их параметрам с пренебрежением: будут другие условия - будут и
другие машины. А возможности есть - это подтверждает широкий модельный ряд
основного производителя снегоходной техники, ОАО
«Русская механика». И большое стремление развиваться и совершенствоваться.
Так что последняя глава в истории снегоходов России ещё не
дописана...
1916 - мотосани С. Неждановского, экспериментальные, Москва
1927 -
мотосани Н. Куприянова, экспериментальные, Москва
1928 - мотосани НАМИ-1,
экспериментальные, НАМИ, Москва
1942 - мотосани НАМИ-МС-1, экспериментальные,
НАМИ, Москва
1962 - мотонарты «Тундра», экспериментальные, Норильский
никелевый комбинат, Норильск
1963 - мотонарты С-ГПИ-18, экспериментальные,
НИЛВМ ГПИ, Горький (Н.Новгород)
1964 - мотонарты НАМИ-095, экспериментальные,
НАМИ, Москва
1965 - мотонарты НАМИ-095БА, экспериментальные, НАМИ,
Москва
1965 - мотонарты МСТПИ-18Ш, экспериментальные, ОНИЛВМ ГПИ, Горький
(Н.Новгород)
1965 - мотонарты ГПИ-15, экспериментальные, ОНИЛВМ ГПИ, Горький
(Н.Новгород)
1968 - мотонарты «Амурец», серийные, «Промсвязь»,
Хабаровск
1969 - мотонарты ГПИ-15А, экспериментальные, ОНИЛВМ ГПИ, Горький
(Н.Новгород)
1971 - снегоход «Буран», экспериментальный, РМЗ, Рыбинск
1971
- мотонарты НАМИ-0151, экспериментальные, НАМИ, Москва
1972 - мотонарты
«Вираж», экспериментальные, РМЗ, Рубцовск
1972 - мотонарты ГПИ-12,
экспериментальные, ОНИЛВМ ГПИ, Горький (Н.Новгород)
1972 - мотосани
«Лайка-2», серийные, «Промсвязь», Хабаровск
1973 - снегоход «Буран»,
серийный, РМЗ, Рыбинск
1975 - мотонарты НАМИ-0151М2 «Полюс»,
экспериментальные, НАМИ, Москва
1975 - снегоход «Простор», экспериментальный,
«Энергомаш», Химки
1975 - лёгкая вездеходная машина ГПИ-1910
экспериментальная, ОНИЛВМ ГПИ, Горький
1975 - снегоход «Сатурн»,
экспериментальный, РПОМ, Рыбинск
1980 - снегоход «Поиск», экспериментальный,
РПОМ, Рыбинск
1982 - снегоход «Барс», мелкосерийный, РПОМ, Рыбинск
1984 -
снегоход «Икар», мелкосерийный АПОМ, Андропов (Рыбинск)
1985 - мотосани
«Лайка-Вихрь», мелкосерийные, «Промсвязь», Хабаровск
1988 - мотосани
«Лайка-500», экспериментальные, «Промсвязь», Хабаровск
1989 - снегоход
«Буран-М», мелкосерийный АПОМ, Андропов (Рыбинск)
1990 - снегоход «Арктика»,
мелкосерийный РМПО, Рыбинск
1991 - снегоход «Рысь» УСД-440, мелкосерийный,
УМПО, Уфа
1991 – снегоход «Рысь-Спорт», мелкосерийный, УМПО, Уфа
1991 –
снегоход «Икар-М», мелкосерийный, «Рыбинские моторы», Рыбинск
1991 – снегоход
«Тайга Классика», серийный, «Рыбинские моторы», Рыбинск
1991 - снегоход
«Тайга-Спорт», мелкосерийный, «Рыбинские моторы», Рыбинск
2001 - снегоход
«Тайга-250», экспериментальный, «Рыбинские моторы», Рыбинск
2001 - снегоход
TAYGA 550 PATRUL SWT, мелкосерийный, «Рыбинские моторы», Рыбинск
2003 -
снегоход «Рысь-500+», серийный, УМПО, Уфа
2005 - снегоход МВП, мелкосерийный,
МВП, Ирбит
2006 - снегоход «Тайга Атака», мелкосерийный, «Русская механика»,
Рыбинск
2007 - снегоход «Рысь-500М», мелкосерийный, УМПО, Уфа
2009 -
снегоход «Тунгус», экспериментальный, «Русская механика», Рыбинск
2009 -
снегоход «Каюр», мелкосерийный, ИТЛАН, Рыбинск
2009 - снегоход TIKSY,
серийный, «Русская механика», Рыбинск
2011 - снегоход «Тайга Варяг»,
серийный, «Русская механика», Рыбинск
История предприятия напрямую связана со становлением и развитием
снегоходостроения в России, которое прошло непростой путь. Это история озарений
и тупиков, взлетов конструкторской мысли и пресечения порой самых смелых
разработок, история, наполненная именами и фамилиями главных конструкторов и
испытателей, маршрутами экспедиций и, конечно же, названий снегоходов. Где
только ни побывали рыбинские машины: и на Памире, и на Эльбрусе, и на Северном
полюсе. Конечно, у первых моделей были свои недостатки, но даже в самых суровых
условиях техника людей не подводила.
Предлагаем Вашему вниманию основные
вехи истории развития предприятия.
1971 — разработка и начало серийного
производства на базе «Рыбинского производственного объединения моторостроения»
первого российского снегохода БУРАН;
1971, март - изготовлен первый
снегоход БУРАН с двигателем ИЖ-Юпитер-3;
1971, декабрь — спроектирован
снегоход БУРАН с двигателем РМЗ-640;
1972 – организация серийного
производства российских снегоходов на базе «Рыбинского производственного
объединения моторостроения»;
1973, февраль – после
межведомственных испытаний Государственная комиссия приняла решение о постановке
БУРАНОВ на производство;
1973, январь — выпущена первая партия снегоходов
БУРАН;
1973 – первые гонки на БУРАНАХ –
соревнования по кроссу среди испытателей в Кстово и на стадионе
«Сатурн»;
1974, декабрь — снегоходу БУРАН присвоена первая категория
качества;
1974 – снегоход БУРАН доставлен самолетом на дрейфующую во льдах
Арктики научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-22»: за полгода работы
снегоход прошел около двух тысяч километров;
1975 — созданы первые образцы
одногусеничного снегохода «Сатурн», оснащенного двигателем РМЗ-640, широкой
гусеницей (460 мм) и двухскоростной коробкой передач с задним ходом;
1979, апрель — сдана в
эксплуатацию первая в России испытательная станция снегоходов;
1980, декабрь — создан
одногусеничный снегоход «Поиск» с двигателем жидкостного охлаждения;
1980 – оснащение БУРАНОВ в
качестве эксперимента специальными приспособлениями для скашивания
трав;
1982, февраль — спроектирован одногусеничный снегоход «Икар», проведены
приемочные испытания, начало серийного производства;
1982,
декабрь — спроектирован двухгусеничный снегоход с двумя управляемыми
лыжами;
1982, июль — начало серийного выпуска снегохода «Барс»;
1984 —
опытная разработка снегохода с закрытой кабиной;
1984,
август — спроектирован снегоход для тушения пожаров;
1986 — изготовлен
стотысячный снегоход;
1988 — опытная разработка одногусеничного снегохода
ТАЙГА;
1989 —
спроектирован снегоход БУРАН-М;
1990 — спроектирован
снегоход «Арктика»;
1992, декабрь —
разработана насосная установка на базе снегохода;
1993, май — аккредитована
Лаборатория по испытаниям снегоходной техники на техническую компетентность в
системе сертификации ГОСТ Р, аккредитация ежегодно подтверждается;
1993-1996
— спроектированы снегоходы БУРАН С-640А1И, С-640А1Ц, С-640А1Б, С-640А1Г,
С-640А1П, С-640/3700, проведены приемочные и сертификационные испытания, начало
серийного производства;
1994 – рыбинскими
конструкторами снегоходной техники был разработан и изготовлен МУЛ («Машина
универсальная лесная») для нужд лесников;
1997, май — получены первые
Сертификаты соответствия и Гигиенические заключения на снегоходную технику,
которые ежегодно подтверждаются;
1997 — разработка и начало производства
серийного снегохода ТАЙГА;
1997 – первая гонка на БУРАНАХ в Ненецком
автономном округе;
1998 — снегоход БУРАН стал дипломантом конкурса «100
лучших товаров России»;
1998, декабрь — изготовлен двухсоттысячный снегоход,
начато серийное производство снегоходов БУРАН СБ-640М и БУРАН СБ-640МД;
1999, февраль – презентация
опытной партии снегоходов ТАЙГА в Кстово
1999, март — проведены
приемочные и сертификационные испытания снегохода ТАЙГА СТ-500Д, получены
санитарно-эпидемиологические заключения и Сертификат соответствия на снегоход
ТАЙГА СТ-500Д, начало серийного производства;
1999, июль — собрана первая
промышленная партия снегоходов ТАЙГА 500Д;
1999 — снегоход ТАЙГА
СТ-500Д стал лауреатом конкурса «100 лучших товаров России»;
2001 — создан
снегоход ТАЙГА ПАТРУЛЬ с гусеницей 600 мм;
2001 – презентация новой
машины ТАЙГА-СПОРТ. На ней Дмитрий Мачульский из СК «Рыбинские моторы» занял
третье место на Подмосковном этапе личного чемпионата России по снегоходному
кроссу в классе отечественных машин;
2001, октябрь — выпущен 3000-й снегоход
ТАЙГА СТ-500Д;
2001-2003 — спроектированы снегоходы ТАЙГА СТ-250, СТ-250Д,
СТ-500S, СТ-500SW, проведены приемочные и сертификационные
испытания;
2003 – в Рыбинске был впервые проведен этап Чемпионата России
по кроссу на снегоходах;
2005, сентябрь — выделение
снегоходного производства из состава НПО «Сатурн» в самостоятельное юридическое
лицо - ОАО «Русская механика»;
2005-2006 — разработка снегохода ТАЙГА
СТ-500ДР, потребительских комплектаций снегоходов «Буран» с новым
дизайном;
2006, сентябрь — впервые в Москве на международном автомобильном
салоне представлен новый снегоход ТАЙГА СТ-500ДР («Атака»), с рычажной подвеской
и двигателем жидкостного охлаждения, а также снегоход БУРАН с современным
дизайном;
2006 – с конвейера сошел
350 000-й снегоход;
2009 – начало выпуска многоцелевого снегохода TAYGA 550
SE, TAYGA Patrul 550 SWT, TIKSY 250;
2009 – выпуск экспериментального
снегохода TAYGA 850 PATRUL SWT с двигателем Weber;
2009 – десятилетие выпуска
снегоходов ТАЙГА;
2009 – снегоход TIKSY 250 признан дипломантом конкурса «100
лучших товаров России» и победителем в номинации «Новинка года»; БУРАН – лауреат
конкурса и победитель в номинации «Гордость Отечества»; ТАЙГА – дипломант
конкурса;
2010 – возобновление сборочного производства летней мототехники -
мотовездеходов RM GAMAX AX600;
2010 – разработка многоцелевого снегохода
ТАЙГА ВАРЯГ;
2010 – разработка русского мотовездехода РМ-500;
2011 –
серийный выпуск снегоходов ТАЙГА ВАРЯГ
2011 – 5 сентября редколлегия «Книги
рекодров России» приняла решение о признании экспедиции ОАО «Русская механика»
по маршруту г. Салехард - п. Уэлен официальным рекордом России в категории
«Самая протяженная экспедиция на снегоходах»;
2011 – разработка
миниснегохода Рыбинка;
2011, октябрь — с конвейера сошел 400 000
снегоход;
2011, ноябрь — начало серийного выпуска новинок 2012 года: Буран
4Т, Тайга Барс 850, мини-снегохода Рыбинка;
2011, декабрь — 40-летие с
выпуска первого снегохода Буран.