История снегохода

Полная версия статьи на первоисточнике

История снегохода

Хотя учёные и говорят о глобальном потеплении, белое покрывало всё так же закрывает землю большей части территории страны на длительное время. А вот ездить по этому изменчивому покрову люди научились, пройдя путь от примитивных моторных санок, саней с винтом до высокотехнологичных и быстрых гусеничных снегоходов. Путь этот был долог и тернист, с тупиками и озарениями, опередившими время. Были глубокие научные исследования, эксперименты. Сегодня, когда образ снегохода сформировался и в России налажен их выпуск, практически полностью удовлетворена потребность в транспорте для зимнего времени.


Историю наших снегоходных машин нельзя рассматривать в разрыве от мирового пути. И тут хочется подчеркнуть - отдельные разработки по техническим решения опережали своё время: вспомним моторные сани Николая Куприянова или НАМИ-МС-1. Не говоря уж о первых санях Сергея Неждановского или «приборах» Кегресса. Целая эпоха принадлежит аэросаням, которые не только долгое время были единственным полезным средством транспорта и связи, но и сыграли важную роль в годы Великой Отечественной войны.

В 60-е годы снегоходы получили бурное развитие в мире, особенно в США и Канаде и в этом ключевую роль сыграл Жозеф-Арманд Бомбардье. С именем этого канадского изобретателя и предпринимателя, а также основанной им компании, связана и снегоходная история СССР и позже России. Его машины, лучшие в мире, рассматривались и качестве прототипов у нас в стране. Даже были попытки организовать совместное производство.

В период времени, когда страна не производила своих снегоходов, или делала их слишком мало (60-70-е годы), а закупка за границей не практиковалась в СССР, получило распространение движение самодельщиков. Творческая активность была велика, она поддерживалась прессой, проводились смотры-конкурсы. Однако дальнейшего развития эти машины не получили - страна оказалась ещё не готова: не было освоенных узлов и деталей, технологий, но главный тормоз - экономическая система.

Ключевую роль в насыщении страны снегоходами сыграл (и играет в настоящее время) завод в Рыбинске и его первый директор Дерунов. Павел Федорович увидел в снегоходе предмет первой необходимости для жителей Севера и смог освоить его на одном из крупнейших в стране авиапредприятии. И не просто организовать выпуск машин, но создать целую инфраструктуру, освоить невиданные в стране технологии. На их основе появлялись в стране и другие производители.

Советская система хозяйствования не могла дать развитие отрасли, какое было в ведущих мировых державах, впрочем, как и в других областях техники. Однако это мало повлияло на популярность отечественных снегоходов, в подавляющем большинстве это «Бураны». Дело, видимо в том, что снегоход у нас воспринимается сугубо утилитарно, как простейшее средство передвижения, а не как во всём мире - для спорта или отдыха. «Буран» свою функцию выполняет, как и камусовые лыжи охотников. Поэтому не стоит относиться к их параметрам с пренебрежением: будут другие условия - будут и другие машины. А возможности есть - это подтверждает широкий модельный ряд основного производителя снегоходной техники, ОАО «Русская механика». И большое стремление развиваться и совершенствоваться. Так что последняя глава в истории снегоходов России ещё не дописана...


ЭТАПЫ СНЕГОХОДОСТРОЕНИЯ В СССР И РОССИИ
Лыжно-гусеничные снегоходы традиционного вида

1916 - мотосани С. Неждановского, экспериментальные, Москва
1927 - мотосани Н. Куприянова, экспериментальные, Москва
1928 - мотосани НАМИ-1, экспериментальные, НАМИ, Москва
1942 - мотосани НАМИ-МС-1, экспериментальные, НАМИ, Москва
1962 - мотонарты «Тундра», экспериментальные, Норильский никелевый комбинат, Норильск
1963 - мотонарты С-ГПИ-18, экспериментальные, НИЛВМ ГПИ, Горький (Н.Новгород)
1964 - мотонарты НАМИ-095, экспериментальные, НАМИ, Москва
1965 - мотонарты НАМИ-095БА, экспериментальные, НАМИ, Москва
1965 - мотонарты МСТПИ-18Ш, экспериментальные, ОНИЛВМ ГПИ, Горький (Н.Новгород)
1965 - мотонарты ГПИ-15, экспериментальные, ОНИЛВМ ГПИ, Горький (Н.Новгород)
1968 - мотонарты «Амурец», серийные, «Промсвязь», Хабаровск
1969 - мотонарты ГПИ-15А, экспериментальные, ОНИЛВМ ГПИ, Горький (Н.Новгород)
1971 - снегоход «Буран», экспериментальный, РМЗ, Рыбинск
1971 - мотонарты НАМИ-0151, экспериментальные, НАМИ, Москва
1972 - мотонарты «Вираж», экспериментальные, РМЗ, Рубцовск
1972 - мотонарты ГПИ-12, экспериментальные, ОНИЛВМ ГПИ, Горький (Н.Новгород)
1972 - мотосани «Лайка-2», серийные, «Промсвязь», Хабаровск
1973 - снегоход «Буран», серийный, РМЗ, Рыбинск
1975 - мотонарты НАМИ-0151М2 «Полюс», экспериментальные, НАМИ, Москва
1975 - снегоход «Простор», экспериментальный, «Энергомаш», Химки
1975 - лёгкая вездеходная машина ГПИ-1910 экспериментальная, ОНИЛВМ ГПИ, Горький
1975 - снегоход «Сатурн», экспериментальный, РПОМ, Рыбинск
1980 - снегоход «Поиск», экспериментальный, РПОМ, Рыбинск
1982 - снегоход «Барс», мелкосерийный, РПОМ, Рыбинск
1984 - снегоход «Икар», мелкосерийный АПОМ, Андропов (Рыбинск)
1985 - мотосани «Лайка-Вихрь», мелкосерийные, «Промсвязь», Хабаровск
1988 - мотосани «Лайка-500», экспериментальные, «Промсвязь», Хабаровск
1989 - снегоход «Буран-М», мелкосерийный АПОМ, Андропов (Рыбинск)
1990 - снегоход «Арктика», мелкосерийный РМПО, Рыбинск
1991 - снегоход «Рысь» УСД-440, мелкосерийный, УМПО, Уфа
1991 – снегоход «Рысь-Спорт», мелкосерийный, УМПО, Уфа
1991 – снегоход «Икар-М», мелкосерийный, «Рыбинские моторы», Рыбинск
1991 – снегоход «Тайга Классика», серийный, «Рыбинские моторы», Рыбинск
1991 - снегоход «Тайга-Спорт», мелкосерийный, «Рыбинские моторы», Рыбинск
2001 - снегоход «Тайга-250», экспериментальный, «Рыбинские моторы», Рыбинск
2001 - снегоход TAYGA 550 PATRUL SWT, мелкосерийный, «Рыбинские моторы», Рыбинск
2003 - снегоход «Рысь-500+», серийный, УМПО, Уфа
2005 - снегоход МВП, мелкосерийный, МВП, Ирбит
2006 - снегоход «Тайга Атака», мелкосерийный, «Русская механика», Рыбинск
2007 - снегоход «Рысь-500М», мелкосерийный, УМПО, Уфа
2009 - снегоход «Тунгус», экспериментальный, «Русская механика», Рыбинск
2009 - снегоход «Каюр», мелкосерийный, ИТЛАН, Рыбинск
2009 - снегоход TIKSY, серийный, «Русская механика», Рыбинск
2011 - снегоход «Тайга Варяг», серийный, «Русская механика», Рыбинск


История ОАО «Русская механика»

История предприятия напрямую связана со становлением и развитием снегоходостроения в России, которое прошло непростой путь. Это история озарений и тупиков, взлетов конструкторской мысли и пресечения порой самых смелых разработок, история, наполненная именами и фамилиями главных конструкторов и испытателей, маршрутами экспедиций и, конечно же, названий снегоходов. Где только ни побывали рыбинские машины: и на Памире, и на Эльбрусе, и на Северном полюсе. Конечно, у первых моделей были свои недостатки, но даже в самых суровых условиях техника людей не подводила.

Предлагаем Вашему вниманию основные вехи истории развития предприятия.
1971 — разработка и начало серийного производства на базе «Рыбинского производственного объединения моторостроения» первого российского снегохода БУРАН;


1971, март - изготовлен первый снегоход БУРАН с двигателем ИЖ-Юпитер-3;


1971, декабрь — спроектирован снегоход БУРАН с двигателем РМЗ-640;
1972 – организация серийного производства российских снегоходов на базе «Рыбинского производственного объединения моторостроения»;


1973, февраль – после межведомственных испытаний Государственная комиссия приняла решение о постановке БУРАНОВ на производство;
1973, январь — выпущена первая партия снегоходов БУРАН;


1973 – первые гонки на БУРАНАХ – соревнования по кроссу среди испытателей в Кстово и на стадионе «Сатурн»;
1974, декабрь — снегоходу БУРАН присвоена первая категория качества;
1974 – снегоход БУРАН доставлен самолетом на дрейфующую во льдах Арктики научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-22»: за полгода работы снегоход прошел около двух тысяч километров;


1975 — созданы первые образцы одногусеничного снегохода «Сатурн», оснащенного двигателем РМЗ-640, широкой гусеницей (460 мм) и двухскоростной коробкой передач с задним ходом;


1979, апрель — сдана в эксплуатацию первая в России испытательная станция снегоходов;


1980, декабрь — создан одногусеничный снегоход «Поиск» с двигателем жидкостного охлаждения;


1980 – оснащение БУРАНОВ в качестве эксперимента специальными приспособлениями для скашивания трав;
1982, февраль — спроектирован одногусеничный снегоход «Икар», проведены приемочные испытания, начало серийного производства;


1982, декабрь — спроектирован двухгусеничный снегоход с двумя управляемыми лыжами;
1982, июль — начало серийного выпуска снегохода «Барс»;


1984 — опытная разработка снегохода с закрытой кабиной;


1984, август — спроектирован снегоход для тушения пожаров;
1986 — изготовлен стотысячный снегоход;
1988 — опытная разработка одногусеничного снегохода ТАЙГА;


1989 — спроектирован снегоход БУРАН-М;


1990 — спроектирован снегоход «Арктика»;


1992, декабрь — разработана насосная установка на базе снегохода;
1993, май — аккредитована Лаборатория по испытаниям снегоходной техники на техническую компетентность в системе сертификации ГОСТ Р, аккредитация ежегодно подтверждается;
1993-1996 — спроектированы снегоходы БУРАН С-640А1И, С-640А1Ц, С-640А1Б, С-640А1Г, С-640А1П, С-640/3700, проведены приемочные и сертификационные испытания, начало серийного производства;


1994 – рыбинскими конструкторами снегоходной техники был разработан и изготовлен МУЛ («Машина универсальная лесная») для нужд лесников;


1997, май — получены первые Сертификаты соответствия и Гигиенические заключения на снегоходную технику, которые ежегодно подтверждаются;
1997 — разработка и начало производства серийного снегохода ТАЙГА;
1997 – первая гонка на БУРАНАХ в Ненецком автономном округе;
1998 — снегоход БУРАН стал дипломантом конкурса «100 лучших товаров России»;
1998, декабрь — изготовлен двухсоттысячный снегоход, начато серийное производство снегоходов БУРАН СБ-640М и БУРАН СБ-640МД;


1999, февраль – презентация опытной партии снегоходов ТАЙГА в Кстово


1999, март — проведены приемочные и сертификационные испытания снегохода ТАЙГА СТ-500Д, получены санитарно-эпидемиологические заключения и Сертификат соответствия на снегоход ТАЙГА СТ-500Д, начало серийного производства;
1999, июль — собрана первая промышленная партия снегоходов ТАЙГА 500Д;


1999 — снегоход ТАЙГА СТ-500Д стал лауреатом конкурса «100 лучших товаров России»;
2001 — создан снегоход ТАЙГА ПАТРУЛЬ с гусеницей 600 мм;


2001 – презентация новой машины ТАЙГА-СПОРТ. На ней Дмитрий Мачульский из СК «Рыбинские моторы» занял третье место на Подмосковном этапе личного чемпионата России по снегоходному кроссу в классе отечественных машин;
2001, октябрь — выпущен 3000-й снегоход ТАЙГА СТ-500Д;
2001-2003 — спроектированы снегоходы ТАЙГА СТ-250, СТ-250Д, СТ-500S, СТ-500SW, проведены приемочные и сертификационные испытания;

2003 – в Рыбинске был впервые проведен этап Чемпионата России по кроссу на снегоходах;


2005, сентябрь — выделение снегоходного производства из состава НПО «Сатурн» в самостоятельное юридическое лицо - ОАО «Русская механика»;
2005-2006 — разработка снегохода ТАЙГА СТ-500ДР, потребительских комплектаций снегоходов «Буран» с новым дизайном;
2006, сентябрь — впервые в Москве на международном автомобильном салоне представлен новый снегоход ТАЙГА СТ-500ДР («Атака»), с рычажной подвеской и двигателем жидкостного охлаждения, а также снегоход БУРАН с современным дизайном;


2006 – с конвейера сошел 350 000-й снегоход;
2009 – начало выпуска многоцелевого снегохода TAYGA 550 SE, TAYGA Patrul 550 SWT, TIKSY 250;
2009 – выпуск экспериментального снегохода TAYGA 850 PATRUL SWT с двигателем Weber;
2009 – десятилетие выпуска снегоходов ТАЙГА;
2009 – снегоход TIKSY 250 признан дипломантом конкурса «100 лучших товаров России» и победителем в номинации «Новинка года»; БУРАН – лауреат конкурса и победитель в номинации «Гордость Отечества»; ТАЙГА – дипломант конкурса;
2010 – возобновление сборочного производства летней мототехники - мотовездеходов RM GAMAX AX600;
2010 – разработка многоцелевого снегохода ТАЙГА ВАРЯГ;
2010 – разработка русского мотовездехода РМ-500;
2011 – серийный выпуск снегоходов ТАЙГА ВАРЯГ
2011 – 5 сентября редколлегия «Книги рекодров России» приняла решение о признании экспедиции ОАО «Русская механика» по маршруту г. Салехард - п. Уэлен официальным рекордом России в категории «Самая протяженная экспедиция на снегоходах»;


2011 – разработка миниснегохода Рыбинка;
2011, октябрь — с конвейера сошел 400 000 снегоход;
2011, ноябрь — начало серийного выпуска новинок 2012 года: Буран 4Т, Тайга Барс 850, мини-снегохода Рыбинка;
2011, декабрь — 40-летие с выпуска первого снегохода Буран.