Конец сентября, как там на Шантарах? Плавают ли уже белыми лебедями айсберги? Выпал ли снег? И как проходит брачный период у китов? Сплошные загадки, не принято ходить на Шантары в конце августа, тем более в сентябре. Ортодокс от туризма, по жизни тоже особо дорог не выбираю, проморгал август - бархатный Шантарский сезон, догоняю его в сентябре.

Выходим в рейс 15 сентября по смердящей от дохлой рыбы Амгуни, ее в этом году пришло много. Маршрут как и прошлый год, сплав на моторе до Оглонгов, потом Херпучи и по перевалам до залива Николая. Приключения начались еще до выхода на маршрут. Думаю вот оставить перечень злоключений и поломок на конец отчета? или сразу написать? Нет лучше как нибудь под завершение.
День, ночь сутки прочь, еще ночь и полуночная погрузка на Урал, потом до рассвета гонка по перевалам к морю. Дорог то здесь нет, но Уралы это такая внедорожная громадина, ему можно... Помню только как идя по ночной Амгуни посадили два аккумулятора на фаре, потом пару фонарей, перешли на лобковые фонарики... Дошли! А водитель без юмора загрузил нас в 3 часа ночи и в путь. Серьезный народ!

Из походной техники у нас две лодки (нас пятеро) Гольфстрим 365 серии актив моя. Юзаю ее уже третий год. Могу охарактеризовать со всех сторон, даже с плохих, но мне нравится. Эти Шантары у нее вторые, плюс Нимелен по перекатам, короче лодка рабочая. Вторая в походе у меня впервые тоже Гольфстрим 430 AL серии PRO, что значит дно аллюминиевое, днище типа толще моей, баллоны большего диаметра. Этакий танкер, нам и нужно такой, бензин что то около 600 литров (на выходе с Осипенко) везти весь с собой, + куча оборудования (предусмотрел кажется все даже генератор, прожектор и запасные галогеновые лампы к нему) Вопрос - а куда здесь садиться (в груженые лодки)? так и не прозвучал. Он, я думаю, застрял у каждого в горле, и только врожденная интеллигентность не позволила народу возмутиться. Успокоил, что разгрузимся в первой фазе маршрута (до выхода в море), разбросаем часть бензина на обратный путь и тп... Почти не соврал. Два двигателя - один Парсун 4х тактный 8 сил и мой безотказный Nissan-marine 18 сил 2х тактный. Идем в надежде на резерв от Игоря Ольховского. При выходе в море он разрешил взять с побережья его Ямаху 20 4х тактную. Я в общем то таким набором двигателей и лодок доволен. Есть возможность провести ТЕСТ-Драйв, сравнить в деле.


Грузоподъемность по лодкам, моя берет 5 человек или полную загрузку 650 кг. Гольфстрим 430й 850 кг. Прошлый поход мы были на катамаране, грузили где то до 2.5 тонн. Сегодня расчет на быстроходность лодок, на оперативность в разгрузках, вытаскивании на высокие берега Шантарских островов. Самая тяжелая лодка килограмм 70 - 80 в сборе вчетвером с неизбежной водой под пайолом выдергивали без проблем. Один я закидывал в машину, тяжело конечно, но возможно. Лодки подверглись с моей стороны некоторым доработкам перед походом. Постараюсь в этом отчете как то это рассказать., ну а пока... фотосерия (СПЕЦИАЛЬНО ВЫКЛАДЫВАЮ НЕ САМЫЕ ЯРКИЕ И СОЛНЕЧНЫЕ СНИМКИ, ЭТИ КАК ТО БОЛЬШЕ ОТРАЖАЮТ СИТУАЦИЮ) Пришли мы на Шантары в аккурат на циклон, отсижывались и только растяжки для палаток успевали добавлять, а их все равно срывало. Вдобавок Онгачан, где мы расчитывали зайти и укрыться от шторма прямо на лодках оказался замыт. Реки нет, она дренирует через огромный вал камней и топляка.

Циклон прошел не быстро и не медленно, отсижывались мы на Онгачане весьма активно. Лобовое столкновение с северным оленем было, зайцы устали убегать от Лаймы. Международный аэропорт бухты Онгачан из-за циклона каждые несколько минут принимал рейсы гусинных, утинных стай... заходивших на дозаправку... Хлопот хватало...

Картина Репина:
Суета... дальневосточники в движухе целый день, то убегут куда то, то прибегут. За пять км нашли бочку из под масла, привезли на лодке. На костёр её! Жгут, Дым столбом. С материка тащут еще одну. Что то задумали туземцы... Может будут устраивать жертвоприношение? Складывают пирамиду из камней, собирают огромный костёр... Не к добру это, наводящие вопросы москвичей не находят ответа. Сооружают пирамиду, расстилают целофан. Бочка маслянная отчищается до блеска, через пару часов работы с ней, почти блестит.
Еще один костёр! Третий по счету. На него воодружается бочка и носится вода. А, понятно думает Москва... будут воду греть! Котелки то маленькие, или полезут в бочку как японцы? Темнело, начался прилив. Картина обретала определённость. Вторая бочка подверглась нелегкому вскрытию. Советские бочки делались на совесть! В результате пробивания топором, пиления полотном от ножовки и сверления шуруповёртом (а че? народ замечен в применении в дальних рыбалках элетромясорубки! А мы шуруповерт возили, вдруг в лодке потребуется дырдовку просверлякать))) Так вот из бочки была изготовлена печь каменка, завалена камнями в склоне. Надеюсь еще несколько сезонов прослужит дикому туристу.
Над этим безобразием вырос Фигвам... из жередей, целлофана. Водичка в бочке на соседнем костре согрелась, подошедший прибой затопил костер под нею, но упрямые аборигены развели его вновь, уже наплаву.
На приглашение в баньку столичные гости дружно помотали головой и ушли в палатку обсудить непростые поступки дальневосточников.
Парились мы недолго, но эффективно. Вокруг непогода, хмурые тучи, а распаренная троица бегает, обливается холодной водой, растирается до красна, в общем баня удалась! Главное то что? Парилка да горячая вода + холодный пруд в метре для окунуться... Ну а на кухне продолжение банкета...
Кстати рейс был безалкогольный, ну или почти безалкогольный.
Распогодилось и по плану у нас было двигаться вдоль западного побережья М.Шантара с заходом в бухты. Маршрут этого дня:

Так уж сложилось, что проскочить за один день Малый Шантар и пройти Северо Восточного пролив , не вышло. Облегченные для броска на Б.Шантар лодки резво двигались по намеченному маршруту. Внезапно, мой верный Nissan-Marine зачихал и сбавил обороты, газ на полную, но двигатель не реагирует и еле еле тянет. Сворачиваем в ближайшую бухту. Меняю свечи, стартуем, сначала все хорошо, еще 10 минут все хорошо, потом опять все плохо. Теперь даже хуже - берём в руки весла, грести недалеко, нас и так подтаскивает к камням на мысу. Дойти до бухты не получается, ну и ладно. Тулимся, между валунами, выпрыгиваю и по пояс, в волне, удерживаем лодку кормой. Ребята держут, я снимаю колпак и вспоминаю добрым словом товарища, который воспользовался моим двиглом перед нашим походом. К слову сказать, он честно предупредил, что мотор наглотался воды вместо бензина. Слитый отстойники и фильтр видимо не решили проблему. Там на валунах повторно прочищаю отстойник карбюратора и фильтр. Чувствую, как вейдерсы наполняются водой, а она весьма холодная, впрочем, как всегда здесь. Это волна подняла лодку и бросив её на меня в очередной раз разорвала штанину крепежом. Стартуем еще раз. Не до красот уже, рулю не дыша. Вторая лодка сейчас впереди и Володя с Ильей за пределами видимости и связи. Пытаюсь предупредить их, что у нас неполадки. Как они потеряли нас из виду, не понятно, но впрочем сейчас прилив, а мы выходим из тени побержья М.Шантара в пролив. Со стороны Зубьев Дракона и камней Диомида идет интенсивное волнение. Хлещет по взрослому и чтобы не заливало надо активно лавировать. Скорость снижена, двигатель в полоборота. Отходим на несколько км. в направлении Большого, но вот опять знакомые симптомы, мощность падает. Грести отсюда придется месяц если что, да и утянет нас скорее в Чумикан если сейчас встанем. Сбавляю газ ниже среднего и чапаю к подобию бухты на мысе Успения М.Шантара. Это не бухта Лагерная, у этой бухты названия нет, да и может это и не бухта вовсе. Навигатор кажет наличие озера, значит пресная вода будет и это уже хорошо. Плохо, что подковообразная полоса хаотичных волн окружает сушу. Держу четко посредине и как то прохожу. Дальше, было лучше. Ребята вышли на связь и вернулись, ночной перебор карбюратора и его чистка. Больше Ниссан не чихал.
Следующий день, начали с экскурсии на восточную часть М.Шантара, благо от места нашей стоянки было метров 500 и мы на востоке.
Несколько замечательных фото
На дальнейшем пути у нас появилась редкая возможность рассмотреть вблизи самые опасные Шантарские достопримечательности - Камни Диомида и Зубья Дракона.
Большой Шантар.
Горизонтальные костры!
Вообще экипаж наш дружный, это я Александр Фроленок, Черепанов Илья (прошлого года ему оказалось мало, пошел в Шантары второй раз), Глебов Владимир (блин романтик оказался такой же чокнутый. Как только шторм достигал 3х баллов - начинал петь вместе со мной не сговариваясь)... И два москвича, отец Сергей, сын Никита - люди просвещенные во всех отношениях. В том числе и в туризме. Только перед Шантарами вернулись из тура по Исландии.
Костры разводились конечно без проблем, плавник начиная с Онгачана и заканчивая островами доходит на берегах до 4х метров баррикадой. Никита, как то заметил, что костры у нас тут разводят не по технологии - "НЕГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ". Само изречение я пропустил, но Илья с Володей так эмоционально нарисовали, что и во мне теперь поселилась эта фраза. Теперь кроме спичек и дров, чтобы соблюдать технологию желательно уровень соблюдать. А мы то темные, нам лишь бы огоня добыть, да котелок надежно над ним разместить.
С кострами анекдот получил продолжение. Прихожу на Б.Шантаре с метеостанции в темноте уже, подхожу к костру, несколько прутиков лежат в сторонке. Как всякий нормальный турист, чтоб разговор завязался, подкидываю в огонь. Следующая фраза, того же Никиты: "Эти дрова отложены на утро! Нам же еще утром разводить костер!" Не нахожу чего сказать, Б.Шантар возле метео на берегу имеет дров меньше чем ЗАВАЛ на Онгачане, но дефицита как то не ощущалось. Может метров на 50 и надо было отойти. Неудобственно как то почувствовал себя, вроде справа дрова от местных сложены, а эти слева от них... Анекдотом это стало, когда по очереди Илья и Володя рассказали, все тоже... Подходит один - рефлекс, нагнулся взял веточку кинул в костер.. а потом догадайтесь какая фраза от Никиты? Так ведь следом идет третий чувак... вот блин

Нахожу здесь главное - себя!
Кожей ощущаю твой прибой
его я слышу ... шёпот
Ты здесь - не одинок
замри... не трожь меня,
я здесь... у ног
Ты понимаешь суть разлуки
пока глаза в глаза заката,
и в ночь наш материк...