Дорожное строительство (Николаевский тракт).
Часть 1.
В изучение полезных ископаемых большой вклад внес Николай Павлович Аносов. Генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский в состав Амурской экспедиции включил поисковую партию горного инженера Н.П. Аносова. Осенью 1857 года Н.П. Аносов получил разрешение на проведение поисковых работ в северной части Приамурья. За два года поисковая партия проделала колоссальную работу, во многих местах обнаружила золото. Н.П. Аносов сделал обоснованные выводы о золотоносности притоков рек Буреи, Амгуни, Зеи, Селемджи и выявил целый золотоносный район. Продвигаясь на Восток, разведочные партии Средне-Амурской и Ниманской Компаний начали разведку золота на Кербинской группе приисков (в районе Медвежьего и Попутного появились первые прииски Кербинской группы). Золотопромышленник А.В. Каншин направляет в верховья Амгуни поисковую партию А.И. Нерпина. Поисковая партия содержалась на средства А.В. Каншина. Поисковая партия А.И. Нерпина и его помощника Завьялова 27 августа 1875 года вышла из селения Горин на Амуре и 10 апреля 1876 года пришла на речку Сивак, впадающую в Гонгра-Накит приток Нилана. 12 июля 1876 года на имя крупного владельца золотых приисков «Верхнеамурской Компании» Андрея Васильевича Каншина были заявлены золотоносные площади в истоках речек Верхние Сулаки и Сивак. На этих площадях появились первые прииски, названные Попутным, Встречным, Подгорным, где в 1877 году началась золотодобыча. Но быстро развернуть дело А.В. Каншину не удалось из–за бездорожья, труднодоступности мест, тайги, марей, значительной удаленности от судоходных рек. К 1880 году от Ниманских приисков до прииска Трехсвятительского на реке Сулаки была проведена дорога, известная под названием Старая Бутинская дорога. Но вскоре эта дорога была заброшена, когда выяснилась возможность дешевой доставки груза по реке Амгунь и к 1911 году стала совсем непроходима. В 1893 году прииски Шадрина и Ельцова (Трехсвятительский и на реке Семи) были соеденены с Кербинской резиденцией колесной дорогой. Сообщение Кербинской резиденции с приисковым районом производится летом по грунтовой дороге, зимой по реке Семи. Летняя дорога построена Шадриным, совместно с «Компанией Ельцова и Левашова» в 1893 году. В период постройки дороги местность была покрыта густым лесом и крайне заболочена, вследствие чего значительная часть дороги была гатирована. Бутинский зимник, проходивший в основном по реке Керби, не обеспечивал перевозки. Возникла необходимость в строительстве колесной дороги, которая и была сооружена в период 1892 – 1893 годов от резиденции Керби до приисков: Покровский и Веселый на средства «Амгуньской промышленной Компании» и «Компании Ельцова и Левашова». В1898 году «Амгуньская промышленная Компания» проводила усиленный ремонт дороги, и все же она не была достаточно хорошей. Ремонт дороги Кербинская резиденция – прииск Николаевский производился в 1911 году «Амгуньской золотопромышленной Компанией». На протяжении от Кербинской резиденции до станка Горелого, дорога пролегала по водоразделу между бассейнами рек Семи и Керби постоянно то поднималась на небольшие холмы, то опускалась в кочковатые низины. От станка горелого дорога проходила по водоразделу между рекой Малый Хевлак (приток Керби) и рекой Семи. Станок Половинка располагался в 32 верстах от Кербинской резиденции, на станке был телефон. На 45 версте дорога спускалась с водораздела на левый склон долины реки Семи, и принимал горный характер. Подъемы и спуски круты, особенно крут спуск в долину реки Орого. Из долины реки Орого дорога поднималась на небольшой отрог, заключенный между долинами рек Орого и Малым Бриаканом, и спускалась в последнюю со значительным уклоном и с весьма крутым радиусом закругления.

Далее же прииска Николаевского, дорога идет по левому склону реки Семи, пересекая Большой Бриакан и несколько незначительных ручьев. От Николаевского прииска до Покровского прииска полотно дороги было довольно вязкое, далее же, до устья ключа Вознесенского дорога шла по отвалам. На протяжении 2-х верст от Николаевского стана на тракт «Амгуньской Компании» выходила дорога от приииска Ельцова и Левашова. От ключа Вознесенского приисковая дорога переваливает водораздел между реками Семи и Керби и вступает в долину реки Гонгрен. Подъем и спуск на этот перевал весьма крут. Этот участок дороги был выстроен в 1909 году. До этого сообщение на этом участке проводилось по старой дороге, проходящей через хребет и имевшей неимоверный уклон. Спустившись с перевала, дорога шла по отвалам, выработанного прииска на реке Алакит, и до прииска Николае-Алексеевского, расположенного на реке Гонгрен. Через реку был выстроен деревянный мост шпренгельной системы. От реки Гонгрен дорога шла по ровному лугу на протяжении 2-х верст, а затем дорога встречает пойму реки Керби и здесь уже была совершенно заброшена. Через многие протоки мостки были в расстроенном состоянии, или вообще отсутствовали. На 83 версте дорога пересекалась рекой Керби, где осуществлялся перевоз на лодках. Лошади же переходили через реку вброд. Но при половодье путники ожидали несколько дней спада воды. А дальше, на левом берегу Керби дорога пролегала по затопленной пойме и на протяжении 3-х верст тянулась по гатям. В виду того, что прииски по левому берегу реки Керби – Васильевский, спорный, Георгиевский и другие были уже выработаны и к 1911 году этот участок дороги не ремонтировался, и сообщение по ней было очень затруднительно. На 86 версте дорога поднималась на увалы и до прииска васильевского была довольно сносна. От прииска васильевского сообщение с Софийским прииском производилось по вьючной тропе, пролегающей по левому берегу реки Керби. Наиболее трудные места для проезда находились до поворота на Токоланские прииски. Главные затруднения представляли лесистые места, обыкновенно заболоченные, и покрытые толстым слоем мха и торфа. В таких местах лошади увязали в жидком торфе по брюхо и нередко запутывались между корнями, от копыт образовывались глубокие выбоины (ступник), где вода застаивалась и затрудняла проход путникам. Тропа была построена спиртоносами и мелкими торгашами, которые доставляли груз на Ниманские прииски. По этой же тропе прогонялся на Ниман скот, идущий с Сунгари предварительно в Николаевск, а затем по Амгуни на Кербинский склад, а далее сухопутно на Ниманские прииски. С открытием приисков Аккермана на притоках реки Токолан, движение по тропе значительно оживилось, и был произведен небольшой ремонт дороги. Кроме болотистых мест, большие затруднения для проезда представляли переходы через протоки реки Керби. Самым значительным притоком являлась река Кути, во время дождей разливалась настолько, что переезд через нее становился невозможным. Выше реки Кути долина реки Керби сужается, и на 95 версте берег реки падает обрывом в воду. Тропа в этом месте проходит через протоку на островок, расположенный у берега, а затем возвращается на левый берег Керби. При большой воде путники ожидали спада воды на зимовье Кетова, расположенном недалеко на берегу реки Керби. Дальнейший путь по тропе часто пересекался проточками, затем шел у подножья гор. Против устья реки Токолан, на берегу реки Керби было зимовье, построенное «Токоланским Товариществом».

На участке от Токолана до верховьев Керби тропа проходила по сухим местам, покрытым редколесьем и поэтому проезд по ней не представлял затруднений. Самыми затруднительными местами были броды через Керби на 142 версте, в обход обрывистого левого берега, и на 160 версте. Где тропа пересекала главный поток Керби, который оставлялся вправо и поднималась на Кербинский перевал по Средней Керби, следуя вдоль ее берега до самого истока. Вершина перевала представляла собой ущелье образованное холмами. Перевалив хребет, тропа спускалась в долину реки Малая Бурейка, вдоль которой и следовала до реки Левая Бурея. У Буреи от Ниманской тропы отделялась ветвь на прииск Павловский, на котором в 1911 году работы были прекращены. Вслед за бродом через реку Бурея начинается долгий подъем на крутой хребет правого берега Буреи. Поднявшись на вершину хребта, тропа идет по водоразделу между двумя ветвями реки Салари (Суларин) и, наконец, круто спускалась в долину последней и следовала вдоль выработанных приисков, после чего переваливала невысокий хребет между реками Салари (Суларин) и Агды.

По долине реки Агды в 1911 году было расположено несколько разрабатывающихся приисков: Александровский, Тимофеевский и другие. От Александровского прииска до Софийского шла сносная тележная дорога. Трудности перевозок толкали золотопромышленников к поискам выхода. В 1911 году проводились изыскания для строительства дороги соединяющей Кербинскую резиденцию через Ниманские прииски с Амурской дорогой. В 1914 году началось строительство этой дороги уже по инициативе правительства. Строили ее в основном каторжане. Дорога видимо имела и стратегическое значение. К 1920 году, когда по этой дороге тысячи беженцев из Николаевска на Амуре пробирались в Экимчан, она была еще в относительном порядке, но всё равно ужасно трудной. Поэтому на всем протяжении она покрыта могилами беженцев, особенно много в то лето погибло детей. Дорога местами требовала капитального ремонта, особенно трудным был путь через перевал Эзоп. Этот участок был сплошь завален огромными камнями, и нельзя было не только проехать на телеге, но и трудно было пройти пешком. На дорожные работы были присланы отряды под общей командой техника – строителя Е.И. Трунина, бывшего председателя первого Совпеда в городе Николаевске.
