
Так получилось, что в нашей экспедиции по Шантарскому архипелагу в этом году, мы среди прочих исторических страниц островов прочитали одну, связанную с маяком о.Б.Шантар. Покинутый людьми маяк доживает свой век на высоком скалистом берегу, один на один со всеми ветрами, туманами, непогодой и тишиной... Немо глядя на всю окружающую красоту, он и сам теперь часть её, один среди бесчисленных скал и кекуров...
Несколько десятилетий назад всё было по другому. Здесь звучали голоса, детский смех, круглосуточно нёс вахту дежурный персонал. Маяк жил, светил, подавал сигналы по радио - помогал мореплавателям находить верный путь!
Тогда, на маяке мы ощутили не заброшенность и опустошённость этого места - ощутили его силу! Одного взгляда вокруг, по над туманами, вдаль и вниз, на побережье с башни маяка хватило, чтобы проникнуться эмоциями людей живших здесь в прошлом веке. Даже некоторая зависть возникла в душе, ведь им эта картина была доступна долгие годы, а для нас это был лишь миг из калейдоскопа путешествия... Для сравнения скажу - совсем не те чувства испытываю я, когда брожу по брошенному американскому заводику китобоев на юге острова. Он конечно более древний, эксклюзивный что ли, там раритеты позапрошлого века, но! Он как раз веет каким то кладбищем, пусть и китовым.
В нашем документальном фильме о возрождении Шантарского архипелага обязательно будут кадры с маяка, будут странички его истории, а пока от Творческого Объединения "Мастерская Фотографии" рассказ о профессии маячника:
-------------------------------------------------------------------------

Возрождая советские традиции газетной репортажной фотографии, мы представляем цикл фотоочерков о людях интересных и непростых профессий нашего Дальнего Востока. На этот раз речь пойдёт о профессии маячник....
"Маяк это не только луч света, указывающий путь во мгле, но и символ встречи, конец разлуки. Этот добрый знак видит моряк, уходящий от своих берегов, и этот же свет его встречает как близкий друг и ангел хранитель. Это символ края нашей огромной страны, его граница."
В Совгаваньском районе, недалеко от поселка Лососина, есть маяк "Красный Партизан", названный в честь расстрелянных белогвардейцами красных партизан-маячников. Сам маяк построен 120 лет назад, по французкому проекту, брат близнец маякам, расположенным по краям нашего Дальнего Востока. Видимость маяка не много не мало, а 20 морских миль.
Профессия маячник всегда "окутана морским туманом", и не раз встречалась в многочисленных рассказах о морских приключениях и странствиях у знаменитых писателей. Так Генрик Сенкевич пишет о маячнике как о "добровольном узнике маяка", поменявшего свободу на тяжелую и опасную работу. Но нас встретил добродушный начальник маяка, Горлов Виктор, как сказали фотокорреспонденты "добрый, добрый дядька". Пригласил нас в гости и начал поить нас чаем, охотно рассказывая о своей профессии.

Пришел Виктор на этот маяк 35 лет назад в1979, можно сказать случайно - очень хотел попасть на курильский маяк, но вакансии не было, поэтому принял предложение и остался навсегда. Маяк был жилой и молодой техник вместе с семьёй мог жить здесь, прямо на маяке. Хозяйственные постройки позволяли тогда держать скотину и даже разбить небольшой огород. Так семья обрела и хорошую работу и свой дом.Там родились и выросли 3 сына. Вначале работал простым техником,потом инженером, со временем продвигаясь по службе сменил начальника маяка, ушедшего на пенсию в 1991. Гражданской работой это тоже нельзя назвать, скорее это служба, просто без погон и званий.
Так за разговором наступило время связи... взялся за рацию и началась перекличка. Все отозвались, получили неутешительный прогноз погоды - надвигался шторм. Проверив "видимость" спутников, начал стандартную проверку работоспособности всех систем. Сейчас очень много нового оборудования - спутниковых систем, без которых невозможна современная навигация. Но всё дублируется еще и старыми приборами, которым, наверное, и ядерный взрыв не страшен. Ну и какой же маяк без лампы. Вся укутана в оптическую рубашку Ленинградского оптического завода, сохраняет свою первостепенную задачу - работать в любую погоду и указывать путь кораблям.
Это не первый маяк, на котором пришлось побывать, так вот этот нам показался отелем в пять звёзд. Очень тепло и сухо. Чистые комнаты и очень ухоженная техническая часть.Резервные дизеля как будто только с завода, а они еще в СССР выпускались. Цел даже старинный, еще русский колокол, висит на своём месте и в случае беды готов к своей "громкой работе".

"Просто когда работа становится частью жизни, отношение к ней соответвующее, как к себе, как к своей семье, вот и стараешься" - говорит Виктор - "Конечно же не всё так легко. Сами знаете, отголоски разрухи 90х еще долго разгребать будем. Мы никогда не сидели сложа руки. Модернизация оборудования, ремонты старого, опять же по хозяйсву много дел. Как-то ветром на самом верху, под куполом стекло не выдержало - всем коллективом вставляли - там вес серьёзный, да и высота не малая. Вот так и живем".
На мой вопрос про тёплые края отвечает не задумываясь: "Нет, что вы, тут же моя земля. У меня тут в поселке дом, снегоход, лодка для рыбалки, нет , мне тут очень хорошо. Буду продолжать службу, жена у меня здесь на маяке, тоже работает, приросли мы здесь".

Маяк соседствует с воинской частью, которая стоит на страже российских рубежей, а в тяжелых ситуациях они помогают друг другу - настоящая воинская дружба. Военные и нам, журналистам, помогли до маяка добраться, дороги перемело - за что им большое человеческое спасибо. Хотели бы и о них рассказать, но военные это всегда "тайна под семью замками"
Уезжали с этого края земли с лёгким сердцем - знаем точно, что пока такие маячники и военные служат нашей стране , у нас у всех всё будет хорошо.

Автор статьи М.Шаргородский.
фото М.Шаргородский
М.Кузнецов
С.Тютрина
С.Капишникова
|